Содержание статьи:
Cобирательное название ряда направлений классической психологии, которые занимаются исследованием «темной стороны» души человеческой, то есть бессознательных психических процессов.
Термином «глубинная психология» (Depth psychology) мы обязаны швейцарскому психиатру Эйгену Блейлеру, современнику Фрейда, разделявшему многие его идеи. (Он же, кстати, описал и другие важные термины, например «шизофрения» и «аутизм».) К глубинной психологии относят прежде всего психоанализ Фрейда, аналитическую психологию Юнга и индивидуальную терапию Адлера, а также разработки их учеников и последователей.
Революционная идея фрейдизма, которая совершила переворот не только в психологии, но и в философии, культуре и нравах общества, состоит в том, что, оказывается, люди не властны над собой и не могут полностью контролировать собственную жизнь. Огромную (по мнению Фрейда, даже ведущую) роль играет не разум, а бессознательное. То есть мотивы, стремления, комплексы, поведенческие шаблоны и т. д., о существовании которых мы не отдаем себе отчета, но которые проявляются в сновидениях, описках и оговорках, свободных ассоциациях. И искать ключи к загадкам человеческой психики следует именно там, «с изнанки», вытаскивая бессознательное наружу и предъявляя его разуму… Все проявления бессознательного Фрейд считал плодами одного из двух основных инстинктов — либидо (в узком смысле слова — сексуальная энергия, в широком — влечение к жизни) и, как несложно догадаться, противоположного ему лета (влечение к смерти).
Карл Густав Юнг был самым верным последователем Фрейда. Однако, как многие другие ученики мэтра, однажды и он взбунтовался против учителя. Раскритиковав фрейдовскую манеру искать везде и всюду сексуальную подоплеку (а тот действительно не очень понимал, что «иногда сигара — это просто сигара»), Юнг ввел понятие коллективного бессознательного — своеобразной врожденной исторической памяти. Коллективное бессознательное проявляет себя в мифах, сказках, религии, фольклоре, сновидениях, языке. Единицу коллективного бессознательного Юнг назвал архетипом. Он был убежден: несмотря на то что архетипы не осознаются людьми, именно они в наибольшей степени определяют их слова, мысли и поступки.
Другой ученик Фрейда, Альфред Адлер, полагал, что личность формируется в ходе взаимодействия трех основных бессознательных движущих сил. Это социальное чувство общности, которое побуждает человека выстраивать связи с окружающими; ощущение собственной неполноценности, формирующееся еще в детстве; стремление к самоутверждению. Преодолевать неполноценность помогают механизмы компенсации. Они заставляют развивать способности, навыки и черты характера, исправляющие ущербность, неважно истинная она или мнимая. Так, хилый мальчик либо отчаянно занимается спортом, чтобы стать крепким, либо с головой ныряет в книги, восполняя несовершенство тела совершенством ума. Если компенсация оказывается недостаточной, возникает комплекс неполноценности — по существу разновидность невроза; а если избыточной — человек превращается в тирана, упивающегося властью над всеми, кто под руку попадет, будь то целый народ или просто домочадцы.
Со времен Фрейда, Юнга и Адлера психология проделала большой путь. Их идеи критиковали, развивали и адаптировали к современным взглядам на мир. Однако множество существующих сегодня школ и методов психотерапии — неофрейдизм, бихевиоризм, гуманистическая и экзистенциальная психология , гештальт-терапия, психодрама, арт-терапия и другие направления,— так или иначе выросло из глубинной психологии.
Темы публикации
Видео по теме
Статьи по теме