Содержание статьи:
Относительно новое направление арт-психологии. На примере простых, всем известных сказочных сюжетов специалист помогает клиенту разобраться в обстоятельствах его реальной жизни.
Использование сказок для проработки сложных ситуаций из жизни взрослых — такое же древнее ноу-хау, как и сами сказки. В рамках же сказкотерапии этот накопленный за тысячелетия опыт получил теоретическое обоснование, был систематизирован и адаптирован к решению конкретных психологических задач. По крайней мере, так утверждают сказкотерапевты.
Метод был разработан совсем недавно, в начале 1990-х годов, петербургским психологом Татьяной Зинкевич-Евстигнеевой и ее коллегами. По замыслу авторов, он должен был стать отечественным дополнением к многочисленным современным психотерапевтическим практикам, хлынувшим к нам в конце 1980-х с Запада. Создателей даже не смутил тот факт, что сказки, мифы, легенды и предания используются в мировой психологической практике еще со времен Карла Юнга и созданной им аналитической психологии. Наоборот, они настаивают на том, что сказкотерапия — изобретение исключительно российское и за рубежом никому не известное. Так или иначе, современные отечественные психологи-практики охотно используют сказочные сюжеты в работе с клиентами, особо не задумываясь при этом, кого именно стоит благодарить за ценное изобретение.
Область, в которой сказкотерапия прижилась моментально, — это детская психология. Ведь способности ребенка к самоанализу и внятному объяснению своих чувств и поступков в силу возраста ограничены. Работа со сказкой позволяет успешно преодолевать это препятствие. Погружение в знакомый и понятный мир сказочных образов снимает напряженность в общении ребенка с психологом, превращает терапию в увлекательную игру. Кроме того, эмоциональная реакция и повышенный интерес ребенка к тем или иным сказочным героям, сюжетам, конфликтам и ситуациям помогают в диагностике. Наконец, сказка может подсказать ребенку пути решения его трудностей.
В зависимости от поставленных задач сказкотерапевт применяет три основных приема. Первый — обсуждение с ребенком известных ему сказок. Второй — сочинение терапевтической сказки для конкретного ребенка, адресованной лично ему и затрагивающей его специфические проблемы. Третий — сочинение сказки самим ребенком, индивидуально или вместе с терапевтом, на заданную или вольную тему.
В психологической помощи взрослым сказка используется примерно таким же образом, только, разумеется, на более высоком уровне сложности. Сказкотерапия особенно полезна там, где по каким-то причинам клиент не хочет или не может говорить о себе, зато с легкостью готов обсуждать вымышленного героя. Среди таких причин — психологические травмы, нежелание копаться в ошибках прошлого, сниженная самооценка и т. п. Терапевт деликатно переносит клиентскую историю на сюжет одной из известных сказок, в которой прослеживаются схожие мотивы поведения героев, их цели и трудности, с которыми они сталкиваются. Клиент ассоциирует себя с определенным персонажем, наглядно видит ошибки, которые он совершил, и осознает, какие шаги ему необходимо предпринять и как именно следует изменить свое поведение, чтобы так же, как его герой, прийти к желаемому хеппи-энду.
Правда, обольщаться не стоит: сказкотерапия, несмотря на простоту и, казалось бы, эстетическую привлекательность, подходит отнюдь не каждому клиенту. Для некоторых она может оказаться стилистически абсолютно неприемлемой. Вычурность слога, примитивная сюжетная линия и чересчур прямолинейные жизненные позиции героев многих попросту раздражают. Кроме того, сказкотерапия не является официально признанным методом, и для того, чтобы практиковать ее, психологам не требуется никакого дополнительного образования или квалификации. По крайней мере, так обстоят дела на сегодня. По большому счету, относительно сведущим специалистом в этой области психотерапии может называть себя каждый родитель, который ежедневно объясняет своему малышу, что такое хорошо и что такое плохо «на пальцах», прибегая к простым и понятным сюжетам.
Темы публикации
Видео по теме
Статьи по теме
Olle777
По моему тон, выбранный автором по поводу создателей метода не украшает в целом достаточно грамотную статью. Я училась у Татьяны Зинкевич-Евстигнеевой, где мы подробно основательно изучали корни метода, причем ни в коей мере это не звучало как личное или российское изобретение. Мне неприятно, что такой хороший сайт опускается до некорректных выпадов по поводу талантливого ученого-практика, который заставил серьезно говорить о сказкотерапии не только в нашей стране, но и за рубежом.
natali57rus
Мы философствуем, размышляем, а всё намного проще)))). Просто надо больше уделять времени детям и заниматься ими, чтобы они чувствовали свою защищенность,необходимость, внимание и любовь в конце концов,так же можно написать и о взрослых, а сказка – это средство( влияния, общения и тд.)
natali57rus
Для взрослых сказка – не уверена, а вот детишек надо обязательно знакомить со сказками, а особенно сказка на ночь, когда её читают мама или папа, это единение с ребенком,успокоение, своего рода общение и внимание к нему. Сказки развивают творческое воображение, образность,память, а самое гланое в сказках добро всегда побеждает зло, которого в жизни у нас предостаточно.
По профессии я хореограф и у дошкольников развивая не только двигательные навыки, есть и теоретический предмет “Истоки народного творчества” и как то спросиву детей, а их 2 группы по 20 человек, кому читают сказки, подняли руки только 6 человек,родители это объясняют тем что у них не хватает времени, вот так((((((
Vilen
Вся наша жизнь – сплошная сказка, роль к которой человек полностью не осознает и тем самым выдумывает себе кучу проблем, которые не имеют решения, потому что проблема и не имеет решения ибо она выдумана 🙂
Однажды мне удалось учувствовать в подобном тренинге для взрослых, в которой развернулся такой сюжет сказки – как говорится – Гарри Потер отдыхает. Возможно, это называется коллективным бессознательным, но скажу одно – это отличный метод для понимая и осознания своих действий в мире и окружения, в котором живешь.
Можно еще добавить, что специалист, проводящий тренниг, должен быть очень грамотным профессионалом.
Клюква
В принципе, в статье многое сказано верно, за исключением одного: в практике детской сказкотерапии сюжет не просто придумывается и осмысливается, а еще и прорисовывается. И это обязательное условие для достижения результата. Кроме того, в сказкотерапии исключается использование в сюжетах любым волшебных артефактов. И решать трудности, предлагается лишь с помощью человеческих методов. Поэтому, сравнение с практикой досточтимого Юнга не совсем правильно. Очень расстраивает сарказм, с которой написана статья… На самом деле, сказкотерапия – это очень и очень эффективное средство, например, для решения проблемы детских страхов. Или проблемы тревожности. Желаю автору, в следующий раз ознакомиться с темой все же более основательно…