Содержание статьи:
Сегодня открывается Burevestnik International Boat Show (BIBS), знаменующее начало яхтенного сезона — 2010. Главная цель шоу — продвижение идеи яхтинга в массы. О том, как скоро мы все пересядем из автомобилей в лодки, я поговорила с настоящими капитанами.
BIBS, крупнейшее в России яхтенное шоу, которое проводится с 2004 года, долгое время было единственной отечественной экспозицией на плаву: до этого суда демонстрировали исключительно в павильонах. В этом году боут-шоу решено устраивать дважды в год: как обычно, осенью, предваряя серию крупнейших мировых выставок, и весной — в знак открытия яхтенного сезона. Традиционно на BIBS будут выставлены гидроциклы, катера всех видов, моторные и парусные яхты, а также «плавдачи» — коттеджи на понтонах. Все это можно будет не только как следует рассмотреть, но и попробовать на прочность (тест-драйвы официально разрешены). А еще можно будет принять участие в парусной регате и гонке скоростных катеров.
По мнению владельца «Буревестника» Андрея Бойко, отечественный яхтенный рынок развивается сумасшедшими темпами. Это дает надежду на то, что скоро у нас все будет, как в Европе: яхтинг превратится в доступный для всех отдых, и мы пересядем из машин в лодки. «Все к тому идет, — подтвердил генеральный директор рекламного агентства MILK Сергей Улыбабов. — Вы посмотрите вниз, когда самолет взлетает или садится в Шереметьеве: причалов на подмосковных водохранилищах больше, чем в Монте-Карло».
Нашему скорому вступлению в счастливое будущее мешают несколько моментов. Во-первых, отсутствие причалов в черте города, где могли бы пришвартовываться частные яхты и катера. Во-вторых, отсутствие прибрежных бензоколонок. «Как я заправляюсь? — переспрашивает Улыбабов. — А так: к берегу подбегают мужики с 30-литровыми канистрами, которые они только что наполнили на ближайшей заправке, и с 20-процентной накруткой переливают горючее мне в бензобак». В прошлом году в «Крокус сити» была плавучая заправочная станция — будет ли она в этом году, в яхт-клубе ответить затрудняются.
В-третьих, массовому яхтингу мешает запрет на свободное перемещение по Москве-реке в черте города. Чтобы проплыть мимо Кремля на собственном судне, нужно как минимум получить разрешение (капитаны, впрочем, уверяют, что это дело нехитрое), а еще заранее договориться о прохождении шлюзов (их семь), которые большую часть времени заперты. Я лично считаю, что открытие частного судоходства в черте города несколько разгрузило бы магистрали. Люди, живущие, допустим, в Братеево и работающие на Павелецкой, могли бы добираться до работы вплавь.
Однако главная проблема — это ГИМС. Государственная инспекция маломерных судов курирует все частное и коммерческое судоходство во внутренних и прибрежных водах России: проводит техосмотры, выдает права на управление судном — словом, выполняет те же функции, что ГАИ на суше. С одной стороны, ГИМС нужна (без нее на воде царил бы совсем уж запредельный хаос), с другой — ее деятельность существенно тормозит развитие яхтинга в стране. По словам Сергея Улыбабова, несколько лет назад купившего катер для занятий вейкбордингом, регистрация судна в ГИМС — это ад: «Там сидят очень серьезные инспекторы, тычут тебя носом в какую-то книжку и объясняют, мол, чтобы получить регистрационные знаки, вам необходимо принести такую-то бумажку, а чтобы пройти техосмотр, нужно привезти катер по такому-то адресу. Это в том случае, если ты хочешь сделать все по закону, а именно бесплатно. Есть и другой вариант: платишь — и все необходимые корочки у тебя в кармане». В результате дела обстоят так, что передвигаться на лодке в субботний день так же нервозно, как по центру в час пик: подмосковные водоемы кишат дорогими морскими яхтами, за рулем которых часто оказываются глубоко нетрезвые джентльмены с покупными водными правами.
В Москве есть много яхтенных школ. Обучение в них не дороже, чем годовое членство в фитнес-клубе средней руки, и проводится в несколько этапов. Чтобы выучиться, к примеру, на дэй-шкипера (он же bareboat skipper) и получить удостоверение на плавание во внутренних и прибрежных водах в светлое время суток, нужно прослушать 30 часов теории и пройти недельную практику. Материала придется усвоить немало: морскую терминологию (например, отличия левентика от галса и сплесня от кнопа), швартовку, работу с пеленгатором (ручным компасом) и навигационными картами, определение местоположения по широте и долготе, приливы-отливы и многое другое.
Чтобы стать яхт-мастером (он же капитан дальнего плавания), ко всему вышеперечисленному нужно добавить курс лекций по океанической метеорологии и астронавигации плюс пройти 60 часов практики в открытом море. «Ежегодно мы выпускаем по 300-400 дэй-шкиперов, — рассказывает руководитель департамента подготовки школы Captain Polo, яхт-мастер Филипп Моисеев. — Причина популярности яхтинга в том, что сегодня уметь управлять плавсредством — это примерно то же, что уметь водить машину». И прекрасно понятно, что Филипп имеет в виду. Это как счастливый сон: приезжаешь на море, берешь напрокат яхту (пускай даже катер) и плывешь навстречу горизонту.
ЧТО: Burevestnik International Boat Show 2010
ГДЕ: яхт-клуб «Буревестник», Московская область, Мытищинский район, п/о Красная Горка, 27-й км Дмитровского шоссе, тел. (495) 796 60 41
КОГДА: 20-23 мая, 12.00-20.00
ВХОД: 1000 руб.
Где в Москве учат на капитанов
Темы публикации
Видео по теме
Статьи по теме