Содержание статьи:
Сегодня это уже не просто отдельные личности, которые сознательно отказались от деторождения. В Европе и США за последние 10–15 лет чайлдфри превратилось в мощное социальное движение, под знамена которого встали тысячи людей.
Впервые термин «чайлдфри» (childfree — буквально «свободный от детей») появился в 1970-х годах: именно тогда были изобретены надежные контрацептивы, а вместе с этим возникла возможность контролировать процесс размножения или вовсе его пресекать.
В 1972 году в Калифорнии было создано Национальное объединение не-родителей (National Organization for Non-Parents): ее идейные вдохновители Эллен Пек и Ширли Радл поставили цель убедить общество в том, что деторождение не является обязательным для разумного человека. В 1980-х годах организация переименовалась в Национальное объединение необязательного родительства (National Alliance for Optional Parenthood) и стала функционировать как центр психологической помощи чайлдфри, страдающим от нападок общественности. Кроме того, одной из целей центра стала борьба с пропагандой «размноженчества». Позже офисы были открыты по всей Америке, также появились чайлдфри-организации в Австралии (Australian Childfree Party) и Англии (Kidding Aside). Благодаря неуемной деятельности активистов этих сообществ 1 августа было провозглашено Международным днем не-родителей.
Причинам, по которым чайлдфри не хотят иметь детей, нет числа. Однако своеобразный топ-лист все же существует:
– общая неприязнь к детям и их поведению,
– отсутствие материнского или отцовского инстинкта,
– нежелание играть навязанную социумом гендерную роль,
– нежелание жертвовать личными интересами ради ребенка,
– уверенность в том, что деторождение ставит крест на карьере,
– уверенность в том, что появление ребенка рушит любые романтические отношения,
– страх потерять физическую привлекательность и здоровье после родов,
– уверенность в том, что мир полон страданий и выпускать в него новых людей — преступление,
– уверенность в том, что профессиональный работник намного ценнее для общества, чем хороший родитель,
– необходимость бороться с перенаселением планеты и экологическими катастрофами.
Очевидно, что эти утверждения вызывали и продолжают вызывать горячие споры. Так называемые детные упрекают чайлдфри в инфантильности, безответственности, психическом нездоровье и эгоизме. Чайлдфри, со своей стороны, убеждены, что люди размножаются исключительно по эгоистическим соображениям — для того, чтобы получить удовольствие от воспитания ребенка, «заткнуть» свой страх перед одинокой старостью или в надежде привязать к себе партнера. Социологи, наблюдавшие за чайлдфри-парами в последние годы, пришли к неожиданно позитивным выводам: эти люди, как правило, образованнее, успешнее в карьерном плане, более внимательны друг к другу и, конечно, менее религиозны, чем семьи с детьми.
Сами чайлдфри говорят, что невероятно страдают от прессинга со стороны общественности: родственники, работодатели, врачи — все настаивают на том, что размножение совершенно необходимо. К неправомерным действиям социума чайлдфри относят ограничение на стерилизацию, нежелание врачей прописывать жизненно необходимые лекарства, которые могут повлиять на фертильность, и приоритетный подход к правам детей (например, детей надо пропускать без очереди к доктору или в туалет, терпеливо относиться к их проказам, уступать им место в транспорте и т. д.) У чайлдфри даже есть свой сленг: так, «адекватными детными» они называют людей, имеющих потомство, но признающих права чайлдфри; «размноженцами» — тех, кто считает деторождение обязательным для каждого; «пролайферами» — тех, кто пытается перевоспитать чайлдфри и направить их на путь истинный. Своими кумирами чайлдфри называют знаменитых собратьев по духу: Эмили Дикинсон, Луи Армстронга, Ким Кэтрол, Коко Шанель, Хью Гранта, Ницше и других.
В чем же причина этого явления? Согласно статистике Национального центра здравоохранения США, подавляющее большинство чайлдфри — белые женщины репродуктивного возраста (от 15 до 45). Это дает право некоторым ученым называть идеологию чайлдфри естественным продолжением феминизма. Другие утверждают, что в странах третьего мира люди чаще всего не получают образование и не развиваются в карьерном плане, что заставляет их подчиняться «первобытному» течению жизни, то есть активно размножаться, в то время как жители Запада могут строить свою судьбу как угодно. Но самая популярная и похожая на правду версия звучит так: до заката нашей цивилизации осталось совсем недолго, поэтому в человеческом организме происходят мутации, заставляющие инстинктивно отказываться от деторождения. В этом смысле мы, очевидно, ничем не отличаемся от гигантских панд.
Темы публикации
Видео по теме
Статьи по теме