Содержание статьи:
Друзья, мы рады представить совместный проект клуба «ЖИВИ!» и сайта snob.ru — «Искусство долго жить». Проект создан при участии издателя и фотографа Владимира Яковлева и рассказывает о людях, которые в пожилом возрасте остаются счастливыми и полными жизни.
Среди героев проекта — 77-летний чемпион России по пауэрлифтингу, 96-летняя городская альпинистка из Англии, 72-летний москвич, пробежавший за последние 20 лет 167 (нет, мы не ошибаемся) марафонов, и прочие невероятные люди. В рамках проекта они рассказывают, что нужно делать и, главное, как относиться к жизни, чтобы в старости быть активным и счастливым вопреки стереотипам.
Проект «Искусство долго жить» убедительно доказывает, что жизнь не заканчивается после 60. Поднимая и развивая тему счастливого долголетия, мы надеемся начать процесс трансформации отношения общества к знаниям, навыкам и возможностям тех, кто вступил в золотой период своей жизни.
Мы точно знаем: сегодняшние участники клуба «ЖИВИ!» придут к своим шестидесяти в отличной форме и с жизнеутверждающим ощущением, что начинается еще один увлекательный этап.
Проект будет активно развиваться. Еженедельно на сайте будет появляться история нового героя. Но «Искусство долго жить» — это не столько истории, сколько возможность, стимул начать менять свою жизнь прямо сейчас, вдохновившись примерами реальных людей. Мы знаем, что таких людей вокруг больше, чем кажется. Если у вас есть близкие, друзья, знакомые или просто соседи с похожим отношением к жизни — расскажите о них! Для этого у нас есть специальный раздел «Истории читателей». Там вы найдете подробную инструкцию и условия публикации вашей истории.
Героем проекта может стать любой человек старше 70 лет, который сделал свою жизнь более активной и интересной после выхода на пенсию: увлекся чем-то уникальным или, возможно, даже начал новую карьеру. Пусть об этом узнает как можно больше людей — ведь искусству долго жить можно и нужно учиться.
Вот что пишет о проекте Владимир Яковлев:
«…Некоторые люди в 60, 70 или 80 живут намного более счастливо, гармонично и честно по отношению к себе, чем в 30, 40 или 50. Они начинают новый бизнес, увлекаются спортом, меняют профессию и вообще ставят себе новые цели, о которых раньше и не задумывались. Чем больше я знакомлюсь с людьми, с которыми это произошло, тем больше мне кажется, что это должно быть не исключением, а правилом. Что жизнь после 60 — не закат, а следующая ступень, уникальный этап, который является чем угодно, но только не временем угасания, как принято считать — скорее, наоборот. Мне даже начинает казаться, что весь период жизни, который стереотипно считается активным и полноценным, — это всего лишь подготовка к тому, что с человеком происходит после 60».
Заходите на сайт проекта «Искусство долго жить», читайте истории, смотрите фото и видеоинтервью. Начните строить свое будущее сегодня с «ЖИВИ!» — и завтра, в 60, 70, 80, вы сможете делиться собственными рецептами счастья и долголетия.
Темы публикации
Видео по теме
Статьи по теме
nksenia
Вам спасибо.
Александр Мироненко
Очень интересный проект! Спасибо!!!
wiktor1960
Движение – это жизнь… И чем больше движения, тем дольше жизнь.
Ирина Рубанова
Спасибо за интересную беседу)
nksenia
Вооот! Спасибо огромное!
Именно это мне и мерещилось во всем этом – счастье вопреки возрасту. Как здорово, что есть счастье благодаря ему! Подозревала про возникновение способности жить по собственным стандартам, и желание жить для себя выглядит правдоподобно. Ура! Да здравствует счастливая старость! Теперь можно поговорить и про физические подвиги в преклонном возрасте, раз они просто видимая часть самореализации.
Ирина Рубанова
И ещё очень здорово сказал один из героев проекта, Игорь Львович Гольдман вот тут:
http://www.jv.ru/longlivers/heroes/story/12
“Преимущество 70-летнего перед молодым в том, что можно экспериментировать, не оглядываясь на последствия”.
Конечно, не все 70-летние под этим подпишутся — для этого надо иметь определенную смелость духа, она либо есть, либо нет. Но вот тот же Гольдман рассказывает, что в молодости был скован по рукам и ногам — необходимостью зарабатывать, кормить семью, оглядываться на начальство… Так что бонусы есть) Но не универсальные, присущие возрастной категории, а личные, даже интимные. Уходят какие-то страхи, снимается какая-то отвестственность и, конечно, да — свободное время.
Ирина Рубанова
Мне очень нравится, как Владимир Яковлев написал как раз об этих бонусах:
“Когда я начинал проект под рабочим названием «Искусство долго жить», мне хотелось показать других людей, которые остаются активными и жизнерадостными и в 70, и в 80. Но только спустя многие месяцы я осознал, что и мной поначалу двигало то же стереотипное отношение к старости.
Я подсознательно относился к героям как к людям, которые счастливы вопреки своему возрасту. И не понимал, что в действительности они зачастую счастливы как раз благодаря ему.
Ведь нередко именно в этом возрасте жизнь складывается так, что позволяет человеку реализовать его мечту и жить как хочется. Это происходит по разным причинам. Появляется финансовая стабильность. Вырастают дети. Рождается желание жить для себя здесь и сейчас. Происходят важные психологические изменения. Человек приобретает способность не оглядываться на других… Здесь важно понять, что этот период — не ухудшенная версия того, что мы имеем в возрасте с 20 до 40 или 50, а отдельный, особый период”.
nksenia
спасибо за такой развернутый ответ, Ирина! Вы очень точно и образно все написали.
Я только за здоровье и активность в старости. Просто… да, хотелось бы, чтобы были “неведомые радости”, ведь тело меняется и здоровье меняется, и вопреки замечательным историям героев проекта я подозреваю, что активность в 70 требует гораздо больших усилий, чем в 35. А где же бонус? Свободное время, уверенность в себе? Я рассчитываю приобретать что-то вместо физических возможностей, а мы сейчас все больше говорим о том, что необязательно терять эту самую физическую форму (что прекрасно, повторюсь).
Впрочем, может я неправильно поняла, в чем соль проекта. С удовольствием почитаю истории – вполне вероятно, что-то уясню.
Ирина Рубанова
Ксения, Вы подняли интересную тему.
Эти критерии, которые Вас смутили, не соответствуют представлениям общества (а точнее, молодой части общества) о том, как должен себя вести человек в пожилом возрасте. У многих есть такой немного “английский” стереотип гармоничной старости: уютная старушка в чепце в кресле у камина вяжет носок. Она смирилась со своим возрастом, состоянием здоровья и нашла во всем этом какие-то неведомые нам всем радости. С такой позиции кажется немного кощунственным вытащить старушку из кресла и заставить заниматься альпинизмом.
Вы пишете: “Но разве мы не меняемся с возрастом?”
Я много об этом думала и говорила со своим дедушкой (ему 88), бабушкой (ей тоже 88) и второй бабушкой (ей 73). Мы меняемся — но намного меньше, чем представляется в 20 лет. И желание быть здоровым, активным, иметь возможность куда-то поехать, что-то новое увидеть — оно никуда не исчезает, не заменяется (разве что дополняется) желанием сесть в кресло и вязать носок. Вот, правда, возможность у многих исчезает. И из-за этого, из-за отсуствия возможности, пожилые люди часто подменяют свои истинные желания теми самыми стереотипами о старости – что она должна быть очень тихой, что нельзя здесь применять те же стандарты, что и в 35. Ведь если откровенно признаться себе, что хотелось бы жить по-другому, но такая возможность упущена, потому что нет здоровья, нет нужной физической формы — остается только быть несчастным. А от этого у человеческой психики есть много защитных механизмов.
И вот чтобы была возможность вести в 70 и 80 ту жизнь, которую хочется, нужно прежде всего менять свое представление о старости — сейчас.
nksenia
Потрясающе! Отличная идея. Почему бы в старости и не быть счастливыми, действительно!
Только маленькие сомнения у меня в критериях успеха. Мысль еще сырая, но постараюсь написать. Получается, что мы измеряем пожилых людей по тем же стандартам, что и молодежь. Но разве мы не меняемся с возрастом? Разве цели и задачи не иные? Да, приятно быть активным человеком – это точно. Но порой складывается ощущение, что мы все дружно стараемся сделать вид, что смерти нет, что старости как таковой тоже нет. Не знаю, как объяснить толковее, но что-то меня смущает во всем этом.