Содержание статьи:
Коронавирус перенес школьное обучение прямо на наши кухни. Ни папы с мамами, ни дети, ни учителя к этому оказались совершенно не готовы. Поэтому возникает столько сложностей и конфликтов. Основные проблемы, увы, легли на плечи родителей. Как сделать вынужденное домашнее обучение эффективным, расскажет Вера Лачинова, детский и семейный психолог, консультант по семейному обучению, педагог.
Чтобы домашнее обучение было плодотворным, психологи советуют соблюдать несколько важных условий.
На фото: Вера Лачинова, детский и семейный психолог, консультант по семейному обучению, педагог.
Отношения со школой
Для подавляющего большинства учителей дистанционное обучение так же незнакомо, как и для вас. Им тоже сложно. «Поэтому, если вы видите, что ничего толкового школа в данный момент предложить вашему ребенку не может, напишите заявление о переходе до конца учебного года на заочную или семейную форму образования, — советует Вера Лачинова. —Или просто договоритесь с учителем, что ребенок сам изучит материал и сдаст контрольные работы в конце четверти. Обосновать это можно хотя бы недоступностью гаджетов для ребенка в дневное время в связи с дистанционной работой взрослых членов семьи».
Главные задачи обучения
Большинство программ построено так, что на четвертую школьную четверть нового материала практически не остается, в основном — повторение. Определите с ребенком, какие цели вы будете ставить на каждую неделю обучения и следуйте им. Это может быть:
Освоение нового материала. Уроки с учителем, репетитором, ролики из интернета, обсуждение прочитанных параграфов, просмотр обучающих фильмов помогут ребенку разобраться с новыми темами.
Упражнения, задачи на закрепление нового материала. В каждом учебнике сразу после объяснения темы есть несколько заданий на ее отработку. Если ребенок хорошо с ними справился — тема пройдена.
Повторение пройденного. Открыв вместе с ребенком оглавление учебника, обсудите, какую тему, как ему кажется, он помнит хорошо, а какую забыл или вообще не понял. «Повторение — это как раз про первое, — говорит наш эксперт. — В самом конце любого учебника есть задания на повторение: предложите ребенку делать время от времени по паре из них».
Заполнение пробелов. Это как раз про те темы, которые ребенок не понял или забыл. «Поговорите о том, что поможет ребенку понять материал лучше, — говорит Вера Лачинова. — Возможно, учитель подает его в той форме, которая вашему чаду не подходит — поищите объяснение той же темы в интернете. Посмотрев несколько роликов, ребенок сможет найти того педагога, который делает информацию понятной именно ему. Здесь есть два подводных камня. Во-первых, преподаватель, который нравится вам, вовсе не обязательно подходит ребенку. Во-вторых, обязательно спрашивайте (и тем самым приучайте школьника вычленять), что именно ему непонятно. «Вообще ничего» — это не про работу с материалом, а попытка свалить все на взрослого. Очень часто приходится встречаться с тем (особенно при совместном выполнении домашних заданий), что ребенок говорит, мол, я ничего не понимаю, зная, что после этой фразы вы решите все задания сами». Будьте терпеливы, ваша задача — поддержать школьника в самостоятельном мышлении, а не делать работу вместо него.
Дом — это не школа
Здесь нет ни класса, ни доски. А потому можно использовать не только систему привычного «фронтального» обучения, когда учитель объясняет, все слушают и делают, как и что сказано. Попробуйте и другие методики организации учебного процесса.
Ребенок сам изучает теоретический материал, а потом вы вместе обсуждаете возможности его практического применения и использования в решении задач или выполнении упражнений.
Проведение экспериментов. Предложите ребенку выдвинуть гипотезу, провести эксперимент и понаблюдать, подтвердится она или нет. Обсудите, почему так произошло.
Решение бытовых задач. Списки покупок, переписка с бабушкой — вместо прописей, пересчет необходимых для обеда продуктов вместо задач на проценты и т.д.
- Придумывание квестов, «семейных приключений», спектаклей для других детей в семье.
- Создание видеороликов, объясняющих изучаемый материал, с дальнейшим показом одноклассникам.
Как работать с информацией? К сожалению, школа совсем не учит детей учиться. «Как тренировать память и внимание, как составлять конспекты, майнд-карты, как работать с текстом, параграфами, — говорит Вера Лачинова. — Освойте с детьми упражнение Пифагора, метод локаций, составление «рыб» и «майнд-карт» — все это сделает и сиюминутное освоение материала более ярким и запоминающимся, и поможет в дальнейшей учебе, когда карантин наконец закончится».
Где искать помощь?
На взрослых сейчас свалилось много забот, хлопот и тревог. «Помните, как говорят в самолетах: маску сначала надо надевать на себя, а потом на ребенка, — говорит Вера Лачинова. — Это правило идеально подходит для нынешней ситуации с дистанционным обучением. Если ваши домашние уроки стали только источником бесконечных конфликтов, прекратите их. Отношения важнее уроков. Не получается договориться — не ссорьтесь. Берегите себя и своего ребенка. Просто отложите занятия — на неделю, на две, до августа, в конце концов. Когда ситуация в обществе нормализуется, всем будет легче. И детям тоже. Лучше с новыми силами вернуться к повторению материала перед учебным годом — и таким образом настроиться на эффективную работу, чем сейчас испортить отношения, дойти до срывов и неврозов. А толка от занятий в обстановке скандалов все равно никакого нет». Конечно, это мера радикальная. Есть несколько способов выйти из зоны конфликта и другими путями.
Например, нанять для ребенка репетитора-старшеклассника, который будет заниматься с ним вместо вас. Сейчас в соцсетях много таких объявлений. И стоит недорого, и все уроки будут сделаны.
Еще один способ — договориться с родителями нескольких одноклассников, что каждый из вас по очереди проводит онлайн занятия для всей группы — можно разделиться по дням или по учебным дисциплинам. Остальные родители в это время свободны. А скандалить с чужой мамой ребенок не станет.
Темы публикации
Видео по теме
Статьи по теме