Содержание статьи:
Гибрид серфинга и парусного спорта: человек скользит по воде, стоя на доске, оборудованной парусом, используя в качестве тяги силу ветра и вес собственного тела.
В 1974 году в советском журнале «Катера и яхты» вышла статья «Что такое виндсерфинг?», в которой подробно описывалась техника катания на доске с парусом. «Как утверждают конструкторы и многочисленные приверженцы виндсерфинга, овладеть искусством управления новым спортивным снарядом несложно — достаточно нескольких часов тренировки». Автор, конечно, чуть преувеличивал. И тогда, и сейчас виндсерфинг считается одним из сложнейших видов спорта, не в пример своим младшим братьям кайтсерфингу и вейкбордингу, и для его освоения требуется не один месяц.
«Идея создания доски с парусом родилась в 40–50-е годы ХХ столетия одновременно в Швеции и США, — рассказывает известный серфер Алексей Чибизов. — Регистрировать изобретение тоже решили одновременно. Большие деньги ушли на войну патентов, но в результате победили американцы». Первым соединить серфовую доску с парусом придумал Ньюман Дерби, американский конструктор из Пенсильвании. Главным его изобретением, во многом определившим эволюционный путь современного виндсерфинга, был шарнир, который позволял вращаться парусу в горизонтальной плоскости. Благодаря маленькой детальке человек обрел возможность плыть по волнам, задавая направление положением паруса, а не поворотом руля или штурвала.
Впрочем, официальными создателями, а именно людьми, запатентовавшими слово «виндсерфинг», в 1968 году стали калифорнийцы Джим Дрейк и Холи Швейцер. Их доска также была связана с парусом шарниром, но к мачте они приспособили еще одну деталь — двухсторонний уишбон, или просто гик. Впоследствии изобретатели поссорились, и Дрейк продал свою часть прав Швейцеру за 36 тыс. долларов. Швейцер оказался парнем не промах: он сделал миллионное состояние на своей части патента и по сей день получает по 7,5% с каждой проданной им лицензии на производство новых брендов.
В СССР, как уже было сказано, виндсерфинг пришел в начале 1970-х. Первым русским серфером стал петербуржец Петр Воногов, почти сразу наладивший выпуск отечественного оборудования под маркой ССТ («Спорт сэйлинг технологии»).
Официально королем виндсерфинга всех времен и народов уже много лет считается Робби Нэш (Robbie Naish), потомственный серфер из Сан-Диего (Калифорния, США). В младенческом возрасте родители привезли его на Гавайи, где он и получил первые уроки «хождения по воде» под парусом. В период с 1983 по 1987 год Нэш неизменно становился чемпионом мира по виндсерфингу во всех возможных дисциплинах. Но ни разу — олимпийцем, хотя с 1984 года виндсерфинг входит в программу летних Олимпийских игр.
Условно виндсерфинг делится на три дисциплины: вейв (wave) — катание по большим волнам, рейс (race) или слалом (slalom) — гонка на скорость против и по ветру, и фрирайд (freeride) — свободное катание, скольжение по поверхности воды. Олимпийским классом является рейс: гонки проводятся по заведомо упрощенной дистанции треугольник—петля—прямая, старт всегда против ветра. Основное отличие участия в олимпийском заезде от прочих соревнований — правило, согласно которому участники обязаны использовать одинаковый гоночный комплект от одного и того же производителя. Это условие является главной причиной, по которой многие гонщики отказываются от Олимпиады в пользу других соревнований.
Матчасть (то есть оборудование) для виндсерфинга состоит из трех основных элементов: паруса, доски и мачты. Чем больше доска, тем устойчивее чувствует себя человек под парусом. Для дисциплин вроде фристайла и вейва, где упор делается на выполнение трюков, необходимы миниатюрные и легкие доски. Главная характеристика паруса — площадь, которая варьируется от одного («детский» размер) до тринадцати квадратных метров. Чем больше площадь, тем больше тяга, поэтому с большим парусом выходят при слабом ветре, а с маленьким — в шторм. Впрочем, профессиональные серферы любые паруса площадью больше восьми квадратных метров называют «лопухами», а на воду выходят только с парусами меньших размеров.
Мастерство виндсерфера — в чутком управлении мачтой с парусом или самой доской. Ноги спортсмена зафиксированы в петлях на доске, руки он держит на гике (перекладина на парусе). В серферском сообществе мастерство принято измерять в м/с (скорость ветра): 4–7 м/с — хороший ветер для новичков; 7–15 м/с — серферы бросают все и бегут ловить волну; начиная с 15 м/с — на воду выходят только очень опытные спортсмены, способные развить скорость до 49 узлов в час (примерно 90 км/ч) и не убиться.
Положа руку на сердце, следует признать, что виндсерфинг — это весьма и весьма дорогой вид спорта. «На нормальное содержание спортсмена нужны сотни тысяч долларов в год, — считает серфер Сева Шульгин. — Оборудование, путешествия, тренировки. Я знаю людей, которые квартиры продавали, чтобы кататься». Однако покупка всего необходимого полностью нивелируется возможностью выходить под парусом в абсолютно любом водоеме (реке, пруду, озере, море, океане) — главное, чтобы ветер дул. В Москве парусную доску можно опробовать на станциях проката в Строгине, Пирогове, на Истре. Самые популярные места в России — Анапа, коса Должанская, Ейск, Санкт-Петербург, Селигер. Для расширения географии вполне подходят Египет, Вьетнам, Марокко, Канарские острова, Греция, Португалия, а также совсем далекие Новая Зеландия, острова Зеленого Мыса и, конечно, Гавайи.
Смотрите также: скандинавская ходьба техника, скандинавская ходьба в москве
Темы публикации
Видео по теме
Статьи по теме
anya karabash
Я бы так не пугала людей, что нужны месяцы на освоение виндсерфинга. Если это твое, удовольствие получаешь уже с первого раза. А через две недели можно уже освоить трапецию и петли (школы виндсерфинга знают такие случаи, правда я сама научилась кататься в трапеции только на третий приезд в египетский Дахаб). А насчет дорого – не дороже дайвинга, горных лыж или сноуборда. Ведь поначалу не покупаешь свое оборудование, а катаешься на прокатном. В неделю – 200- 300 евро. Еще немного сравнительной экономики: то же самое и даже больше просто проедаешь и пропиваешь в кафе от нечего делать, если едешь просто валяться на пляже. А когда едешь на море кататься на виндсерфинге, так увлекаешься процессом, что не до пирожных в кафе и прочей анимации.