Содержание статьи:
«В России отменят лицензии для платной медицины» — такие заголовки я обнаружил вчера в новостях Рунета. И выяснил из первых рук: это не ошибка и не липовая сенсация. Более того, для пациентов, то есть для нас с вами, это может быть неожиданно хорошей новостью.
В письме, которое я вчера получил из Минздрава, черным по белому написано о возможности перехода «от лицензирования к уведомительному порядку» уже к 2011 году. Об этом Владимир Путин заявил 2 марта членам координационного совета Минздрава.
Что это значит? В общем-то, ровно то и значит: частное учреждение сможет открываться без лицензии от местного департамента здравоохранения. Сегодня я, прежде чем открыть свою клинику, должен обладать необходимым помещением, оборудованием, персоналом и всеми разрешительными документами. Новый закон, который сейчас пока лишь обсуждается, предполагает, что если я открываю медицинское учреждение, то у меня уже есть все необходимые условия, и только если их нет, я понесу наказание.
На первый взгляд перспектива тревожная: сколько пациентов пострадает в плохом медицинском центре, прежде чем его закроют? Профессор Павел Воробьев, заместитель председателя Формулярного комитета РАМН, сказал мне, что отмена лицензирования может стать катастрофой: «Сегодня хотя бы проверяются условия, в которых содержится медицинское учреждение, наличие оборудования, квалификация персонала. Лицензирование является обязательным условием качества. Представьте, я завтра скажу, что лечу сердце, головной мозг и пяточную кость, но при этом у меня не будет ни условий, ни квалификации. Если не будет лицензирования, кто меня остановит от подобных заявлений?»
Однако при ближайшем рассмотрении ситуация выглядит несколько иначе. В первую очередь изменение порядка просто сократит количество препятствий для открытия медицинских учреждений. Сергей Мисюлин, президент НП «Содействие объединению частных медицинских центров и клиник», объяснил мне, как это происходит: «Сегодня, чтобы открыть небольшую клинику, я должен сначала арендовать помещение, сделать в нем ремонт, закупить оборудование, нанять персонал, сделать еще кучу дел, и только после этого, может быть, я получу лицензию и смогу наконец работать. А все это время, то есть несколько месяцев, я плачу аренду, зарплату и так далее, но не имею права вести прием. К слову, нигде в мире нет системы лицензирования в таком виде, как у нас. Во всем мире здоровые взаимоотношения между врачом и пациентом складываются благодаря тому, что врач несет полную ответственность за результат лечения и может лишиться лицензии, если допустит ошибку. У нас же ответственность несет учреждение, где врач работает. Поэтому оно защищает доктора, то есть, на самом деле, свою лицензию».
К тому же лицензии частным клиникам выдают местные органы здравоохранения, которые, по словам Мисюлина, не заинтересованы в этом, потому что возникает конкуренция платным отделам в государственных медучреждениях. И если лицензирование отменят, это создаст благоприятные условия для работы, а следовательно, здоровую конкуренцию за пациентов и повышение качества услуг.
Однако есть еще один важный нюанс. На той же встрече Путин заметил, что одновременно с отменой лицензий необходимо усилить ответственность. И вот с контролем качества лечения у нас, как это часто бывает, может возникнуть проблема.
Темы публикации
Видео по теме
Статьи по теме
БК
Так отменили лицензию или нет?