Содержание статьи:
Самые яркие события нашей жизни определены задолго до нашего рождения. Возможно, это так. Но не судьбой, как многие думают, а законами психогенеалогии. Этой теорией мир обязан гениальной француженке Анн Анселин Шутценбергер.
Даже самым прожженным скептикам в наши дни приходится согласиться: метод психодиагностики и психотерапии, придуманный Шутценбергер и основанный на изучении генеалогического древа человека, — это не бред и не мистика, а очень точный и эффективный способ избавления от насущных психологических проблем. Причем зачастую таких, которые невозможно ни объяснить, ни тем более нивелировать с помощью большинства других психотерапевтических методик.
Например, каждому в жизни приходилось переживать моменты, которые провоцировали нас на риторические вопросы: «Почему именно я? За что именно мне достаются все эти несчастья? Неужели все случившееся — это моя судьба?» Оказывается, найти вполне конкретные ответы на эти беспредметные, казалось бы, крики души, способна именно психогенеалогия.
Основы направления зародились в 1970-х годах. Консультируя онкологических больных, Анн Шутценбергер обнаружила закономерность: многие пациенты заболевали именно в том возрасте, в котором кто-то из их предков умирал от рака или других напастей. Для того чтобы подробно проследить эти закономерности, Шутценбергер придумала ноу-хау — составление особых геносоциограмм. Эти схемы представляли собой генеалогическое древо клиента с указанием наиболее важных событий в жизни каждого из его предков.
Выяснилось, что в истории любой семьи существуют события, которые с завидной регулярностью повторяются в последующих поколениях. Точно так же, как с генами человеку передаются болячки, умственные способности и черты внешности предков, он невольно становится также и наследником психофизической памяти, которая оказывает огромное влияние на его собственную жизнь.
Анн Шутценбергер сформулировала результаты своих многолетних исследований так: «Каждый род, каждая семья существует согласно определенному механизму, отлаженному веками и поколениями. Все члены рода бессознательно берут на себя особую роль, которая достается им от кого-то из их предков. Этот механизм фактически приковывает нас к некоему сценарию, который мы неосознанно реализуем и в собственной жизни».
Психогенеалогия аккумулирует информацию обо всех событиях, повторяющихся в семье из поколения в поколение, — от внезапных смертей, болезней и случаев суицида до повторных браков, выбора профессии, разницы в возрасте детей и т. п. Анн Шутценбергер выделила две основные формы передачи семейных сценариев: прямое наследование (повтор в каждом поколении) и так называемая трансгенерационная передача (события, повторяющиеся через несколько поколений). Как правило, вторая форма отвечает за передачу наиболее трагических событий, о которых не принято говорить в семье, которые обычно скрываются. Но, как и всякая неизжитая травма, эти события, по мнению Шутценбергер, обладают психологической активностью, поэтому они и повторяются из раза в раз, доставаясь в наследство кому-то из потомков. Например, молодая семья постоянно переезжает из страны в страну в поисках наилучшего места под солнцем, даже не зная, что полностью копирует скитания своих далеких предков-беженцев…
Именно с помощью геносоциограммы (которая описывает в среднем пять-семь поколений рода) «скелеты в шкафах», семейные тайны и легенды становятся очевидными. Но это только полдела. Далее специалист по психогенеалогии проводит параллели с событиями, происходящими в жизни его клиента, и находит ту исходную точку в истории семьи, откуда берет начало существующая проблема. И вот только тогда находится ответ на вопросы «Из-за чего у меня не складывается карьера?», «Почему не строится личная жизнь?», «За что меня преследует тотальное невезение?», что является толчком для последующей психотерапевтической работы.
За более чем 30-летнюю историю психогенеалогии Анн Шутценбергер выпустила множество книг, которые в наши дни пользуются громадной популярностью. Наиболее известная из них — «Синдром предков », доступная и русскому читателю. Несмотря на то что Анн в свое время пришлось пережить острую критику со стороны представителей более традиционных методик психотерапии, она смогла доказать всему научному миру эффективность и значимость созданного ею направления.
Сегодня Анн Анселин Шутценбергер 91 год. Она пишет книги, руководит тренингами, читает лекции, на которых не устает повторять: «Лучшее, что мы можем дать своим детям, — это полную и честную информацию об их предках. Не врите им, не скрывайте от них вашу семейную историю. Тем самым вы поможете им избежать многих психологических проблем в будущем. Помните, что любая тайна — это всегда проблема».
Темы публикации
Видео по теме
Статьи по теме