Содержание статьи:
Диетологи ратуют за отказ от сахара и выпечки — они приносят только вред. Об этом все знают, но далеко не все могут устоять. Впрочем, от углеводной зависимости можно легко избавиться, если знать несколько простых правил.
В отличие от белков и жиров у большинства углеводов ярко выраженный и легко узнаваемый вкус. Фрукты (фруктоза), солод (мальтоза), свекла и тростник (сахароза), молоко (галактоза и лактоза) — ощутив их сладость на языке, наши прародители запихивали в рот побольше плодов, корешков и зерен. Сладкое — значит съедобное, приятное, и после него обязательно почувствуешь прилив сил.
А все потому, что в переводе на язык биохимии важнейшая функция углеводов — оперативно обеспечивать организм энергией (в 1 г содержится 4 ккал). Углеводное топливо — гликоген — хранится в печени и мышцах в небольшом количестве (250–450 г в зависимости от массы тела) и непрерывно расходуется на текущие нужды: поддержание биения сердца, работу легких, мышц, пищеварительного тракта. А для нервной системы глюкоза и вовсе служит единственным источником энергии.
Если прекратить регулярные поставки углеводов с пищей, их резерв растает за 12 часов. Кстати, отсюда известный совет фитнес-тренеров: хотите похудеть — занимайтесь спортом по утрам, натощак. После восьми-девяти часов сна углеводы в крови почти на нуле, и вы быстро переключаетесь на сжигание жировой ткани, чтобы обеспечить себя энергией во время физической нагрузки.
Количество глюкозы в крови — главный ориентир для всех внутренних систем, своего рода компас. Если ее уровень падает (с последнего приема пищи прошло больше четырех часов), мы чувствуем голод, слабость, иногда головокружение.
Лишний сахар в крови (например, после того как вы разом съели целый торт) тоже не приносит пользы — он повреждает сосуды и органы. Поэтому организм срочно трансформирует лишнюю глюкозу в жир, в силу чего мы и прибавляем в весе. Проблема в том, что наш мозг до сих пор повинуется древнему инстинкту: чем больше сахара, тем лучше. Во время сладкого обжорства происходит выброс гормона удовольствия — дофамина. Благодаря ему сладкоежки испытывают те же чувства, что и наркоманы. Сначала волна хорошего настроения и драйв, затем, когда уровень наркотика (сахара) в крови резко снижается, появляется усталость, беспокойство и абстинентный синдром — желание немедленно получить еще одну дозу. Более того, чем чаще мы злоупотребляем лакомствами, тем слабее мозг на них реагирует и неумолимо требует увеличивать порции.
В итоге сегодня уровень потребления сахара во всем мире в несколько раз превышает допустимые нормы — шесть чайных ложек для женщин и девять для мужчин. Для сравнения: каждый житель США потребляет в день 22 чайные ложки сахара.
Первым об опасности такой тенденции заговорил в 50-е годы ХХ века выдающийся английский физиолог и нутрициолог Джон Юдкин (1910–1995). В книге «Чистый, белый и смертельный» он, опираясь на свои научные исследования в разных странах, заявил, что по большей части именно лишний сахар, а не жиры, разрушает сосуды сердца и мозга, приводит к атеросклерозу, ожирению, диабету и раку. В современных условиях изобилия сладкой пищи (в обезжиренных продуктах, между прочим, жир тоже компенсируют сахаром) и повсеместной гиподинамии это все чаще принимает форму зависимости сродни кокаиновой.
Канадец Дэвид Дженкинс, профессор кафедры нутрициологии Университета Торонто, посвятил свою жизнь изучению влияния разной пищи на уровень глюкозы в крови. В итоге он создал теорию гликемического индекса (ГИ), а диетолог Мишель Монтиньяк и кардиолог Артур Агатсон, автор «Диеты южного пляжа», популяризовали ее в своих системах питания.
Суть проста: чем больше сахара в продукте, тем быстрее он всасывается в кровь и тем самым дестабилизирует уровень глюкозы. Такую пищу называют высокогликемической (ГИ выше 70 пунктов). Это, например, сладкие фрукты, промышленная выпечка, мороженое, сиропы, сладости, изделия из муки высшего и первого сорта, белый рис и сладкая газировка.
Их диетологи рекомендуют заменить блюдами с низким гликемическим индексом (менее 55), такими как цельные крупы и изделия из грубой муки с отрубями, бобовые и овощи. Эти продукты содержат сложные сахара и пищевые волокна (клетчатку). Сложные сахара медленно расщепляются, а пищевые волокна не усваиваются вовсе и даже препятствуют всасыванию простых сахаров. Все это обеспечивает продолжительное чувство сытости и уменьшает влечение к сладкому и мучному.
Как избежать углеводной зависимости
Вот несколько правил, которые помогут избежать углеводной зависимости.
1. Следите, чтобы углеводистая пища не превышала 40–60 процентов суточной калорийности рациона, и старайтесь выбирать более содержательные с точки зрения витаминов и микроэлементов продукты: фрукты вместо сахара-рафинада, хлеб грубого помола взамен белого хлеба из рафинированной муки высшего и первого сорта. Очищенные крупы меняйте на цельнозерновые — например, коричневый рис вместо белого.
2. Вчитывайтесь в этикетки. Избегайте таких ингредиентов, как высокофруктозный кукурузный сироп, кукурузный сироп; мальтоза, мальтитный сироп, мальтодекстрин; гранулированный сахар, сахарная пудра; патока, черная патока, солод. Эти вещества провоцируют скачки глюкозы в крови.
3. Углеводы расщепляются медленнее, если сочетать их с белковой пищей, а белки в компании сложных углеводов, наоборот, усваиваются лучше. Так что мясо, рыбу и творог следует подавать вместе со свежими овощными или фруктовыми салатами. Заправляйте их несколькими каплями нерафинированного оливкового, льняного или рапсового масла — жир тормозит всасывание углеводов, а значит, чувство сытости продлится дольше.
Темы публикации
Видео по теме
Статьи по теме
indigo
а никто не пробовал себе просто позволить съесть что-либо без угрызений совести? не стоит, беусловно, лопать все подряд. но если вы позволите себе кофе с двумя-тремя конфетами или печенькой, или (о, ужас, сейчас полетят тапки) с кусочком торта, но утром и как промежуточный прием пищи, уверяю – ничего не случиться. нужно не только доставлять, но и позволять себе удовольствие. без угрызений совести. это один из главных психологических принципов питания. мы – это не то, что мы едим. Мы – это то, что мы думаем. Просто будьте счастливы!
JaneP
Я тоже себя к несладкому кофе с бананом приучила. Вкусно реально.
JaneP
Даааааа, а я вот от печенек на работе ну ни как удержаться не могу! Силы воли не хватает. Я перестала их покупать, так другие угощают всякими вкусностями. Про дни рождения я вообще молчу!
Saltatrixa
Cherry ice, я вот слышала, что сухофрукты много сахара содержат, так что в качестве альтернативы мучному я бы не стала употреблять их. кстати, недавно в одной передаче посоветовали одному товарищу, чтобы отказаться от сигарет, при каждом желании покурить, нужно пойти и по чистить зубы, думаю, а классно было бы тоже самое делать, когда сладкого захочешь)))
Алёна, а про печеньки на работе…. мне в этом плане так повезло, у меня работа такая, что я на ней не ем, и меня это спасает. но дома сложнее удерживаться(
Taneyska
оч понравилась ваша тема… правильная такая
Evgeniya
Да, я когда первый раз попробовала сесть на Кремлевскую диету сразу заметила, что сладкое совсем не такой вкус имеет, как раньше! Все намного слаще! И я не смогла это есть.
Но, к сожалению, потом все вернулось на круги своя…С беременностью…
Cherry_ice
А не пробовали заменить выпечку фруктами? Серьезно, я обычно пью кофе раза четыре в день, это почти как ритуал, особенно классно на свежем воздухе:) И вот я пью либо очень редко с одной конфеткой, либо с фруктами: порежу кусочками банан, киви и попиваю, чудненько сочетаются.Сухофрукты вместо печенья? Главное, держать это под рукой, а печеньки в закрытой коробке. С глаз долой:))
Алена_KZN
Согласна с предыдущим оратором, от сладкого отказаться намного легче чем от мучного. Не даржать его дома это ,конечно, выход, а что делать с печеньками на работе?
Cherry_ice
От сладкого отвыкаешь очень быстро, у меня ушло где-то пара месяцев. Просто перестала класть сахар в кофе. дальше все пошло по нарастающей: не могу пить промышленные соки ( домашний виноградный и яблочный пью с удовольствием, хоть они и сладкие ну ооочень), не могу есть сладкие йогурты. Мне все это кажется слишком сладким, даже приторным. Но… я никогда не откажусь от кусочка торта! Увы. Поэтому и не держу дома никакой выпечки.