Содержание статьи:
Шок, стыд, желание провалиться сквозь землю…Это первая реакция на детское воровство у большинства родителей. Скажем прямо, из маленьких воришек лишь в редких случаях вырастают матерые рецидивисты. Во многом это зависит от реакции на проступок мамы и папы: отнесутся ли они к воровству, как к способу определения границ дозволенного, или же сразу «определят» ребенка в преступники.
Начнем с того, что истиной клептоманией страдает очень небольшой процент детей. Патологическая потребность в воровстве — явление крайне редкое. Зачастую за первыми попытками взять чужое стоят причины с одной стороны весьма простые, но с другой — не всегда очевидные для родителей.
Недостаток информации у малыша
Годам к трем у ребенка начинает формироваться четкое понимание «свое-чужое». Если в семье не принято подчеркивать принадлежность тех или иных вещей кому-либо из членов семьи, то долгое время, вплоть до выхода в активный социум, у ребенка все тоже будет «общим». «Для него будет вполне уместным взять без спроса чужую игрушку, положить к себе в сумку и унести домой, причем сделает он это без злого умысла, — рассказывает Наталья Шахова, семейный психолог центра планирования семьи восточного округа. — Чтобы избежать подобных казусов, начиная ребенку с 3-х лет трех лет важно начинать подчеркивать, кому принадлежит та или иная вещь, объяснять: если есть желание эту вещь взять, спроси у владельца. У ребенка так же должны быть свои игрушки, свои вещи. Желательно, чтобы взрослые так же спрашивали разрешения: могут ли они взять его машинку, куклу, книгу».
Если объяснения идут в разрез с реальным положением дел в семье, то нравственные нормы ребенок не усвоит. «Бывает, взрослые сами нарушают границы друг друга и ребенка, нет четкого понимания «свое-чужое», нет понятных правил, что можно брать, а что нельзя, — говорит Анастасия Кальчинская, клинический психолог. — В случае, когда в семье все общее, ребенку позволено не спрашивать разрешения у родителей, чтобы взять деньги или вещь, может создаваться впечатление, что в доме царит атмосфера полного доверия и взаимопонимания. Но нельзя забывать о границах. Иначе, когда ребенок возьмет больше, чем вы себе представляли, донести разницу будет сложнее, ведь уже усвоено, что все можно. Эту модель ребенок вполне способен перенести на отношения вне дома. Или другой пример нарушения границ, которое также мешает усвоению нравственных норм. Для ребенка ограничения есть, а вот родители вправе как угодно поступать с тем, что принадлежит ему. И тогда ребенок может бессознательно усвоить, что такое поведение допустимо по отношению к другим людям».
Особенности нервной системы
Подвижные дети, имеющие сложности с удержанием внимания склонны к так называемому импульсивному воровству. Его можно охарактеризовать одной фразой: сначала сделал, потом подумал. Если спускать такие кражи с рук, они входят в привычку и могут в будущем совершаться вполне осознанно. «В таком случае важно искать первопричину воровства, точнее сбалансировать процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга малыша, — комментирует Наталья Шахова. — Есть немало упражнений, которые помогают развивать усидчивость, внимание, тренируют силы воли». Поймали такого ребенка на краже? Оцените его поступок (не самого малыша) и предложите несколько вариантов, как можно данную ситуацию исправить. Например, вернуть украденную вещь, плюс сделать дополнительный подарок для пострадавшего.
Неспособность справиться с собственными желаниями
Обратите внимание на поведение школьника в разных сферах жизни. Легко ли он садится за уроки или приходится напоминать? Следите ли вы за соблюдением простых норм гигиены и порядком в комнате или вашего вмешательства здесь не требуется? Следует ли ребенок правилам в играх или постоянно нарушает, ведет себя так, как ему удобно?
«В младшем школьном возрасте начинают формироваться функции самоконтроля и волевой регуляции, — говорит Анастасия Кальчинская. — Если этого не происходит, если родители продолжают осуществлять внешний контроль и не помогают ребенку приобрести внутренний, то сдерживать себя ребенку сложно самостоятельно. Вот и одна из причин воровства: у ребенка есть «хочу», и он не может отказать себе в желании что-то взять, даже если знает: вещь ему не принадлежит. Желание может быть настолько сильным, что усилия воли ребенка будет недостаточно, он действительно не способен сам себя остановить, при этом может понимать, что поступает неправильно, испытывать смущение и стыд, но продолжать воровать, сильно желая получить какую-то вещь».
Привлечение к себе внимания
Эта причина воровства характерна для детей, которые отлично понимают, что такое хорошо и что такое плохо. Вот только в семье, когда ребенок ведет себя «правильно», на него никто не обращает внимания, а любой неблаговидный поступок — и он становится центром мироздания. К воровству прибегают дети, которые остаются без достаточного внимания родителей по вполне уважительным житейским причинам: много работы, переезд, сложности в семье. «Родителям очень важно подкреплять вниманием хорошие, с социальной точки зрения, поступки ребенка, — объясняет Наталья Шахова. — Чем больше в этой ситуации вы будете его одобрять, поддерживать, тем меньше будет его желание попробовать нечто негативное. Очень важно при любой загруженности показывать ребенку свою любовь и внимание. Важно понять, какое выражение чувств будет воспринимать именно ваш ребенок. Кому-то важно просто пообниматься, кому–то — чтение по вечерам, а кому-то — активные развлечения с папой и мамой. Как только поймете, что важно для вашего ребенка, сразу отпадет отговорка о нехватке времени».
Трудности в общении со сверстниками
Современные детки быстро понимают, что купить дружбу гораздо проще, чем выстраивать подобные отношения без «финансовых вложений». Для многих малышей такая сделка —последний шанс найти свое место в коллективе, если с ними не хотят общаться, потому что он толстый, не владеет каким-то навыком, у него папа — сантехник…. Из дома начинают пропадать вещи, деньги, которые потом обнаруживаются у новых приятелей ребенка. «Многие родители думают, что ребенок сам должен найти себе друзей, суметь найти с ними общий язык — это очень большое заблуждение, — рассказывает Наталья Шахова. — На первых порах, пока ребенок еще прислушивается к вашему мнению, очень важно привести его в нужный коллектив, в буквальном смысле слова подвести к определенным детишкам, организовать их совместную деятельность. Идеальный вариант — любой кружок по интересам вашего ребенка, где он сможет подружиться с детьми, имеющими схожие склонности и задатки».
Каким бы страшным ни казалось родителям детское воровство, важно абстрагироваться от своих эмоций и сделать все возможное, чтобы кражи не стали нормой. Верьте в своего ребенка, сохраняйте доброжелательные отношения с ним, несмотря на его поступки. Помните о том, что ваша цель — не выпустить свой пар, а помочь малышу разобраться в ситуации и сделать из нее соответствующие выводы.
«Не обвиняйте ребенка, если у вас нет неоспоримых доказательств, даже если вы уверены, что украл именно он, — говорит Анастасия Кальчинская. — Подойдите к разговору осторожно. Помните, что ребенку сложно говорить об этом, воздержитесь от скандалов, угроз, упреков. Сначала справьтесь со своими чувствами, не пытайтесь решить проблему, когда вы злы на ребенка, взволнованы и выведены происходящим из себя. Успокойтесь и помните, что ребенку нужна помощь, а не наказание, что вы – его защита и опора, а не судья и палач. Поймите, кража – это проблема, причины которой важно устранить, а не преступление, которое следует искоренить. Дайте ребенку уверенность в том, что вы его понимаете и не бросите в беде. Постарайтесь устроить доверительную беседу, цель которой — не призыв к ответу или признание, а возможность понять, что же происходит с ребенком, что он чувствует, о чем тревожится. Попробуйте вместе найти решение проблемы, пусть ребенок сам предложит варианты. Поговорите о ваших чувствах, объясните, что происходит с вами (тревога, беспокойство, страх), но не давите на чувство вины ребенка и подчеркните, что вы на его стороне. Обязательно выясните причины кражи и решите, как владелец получит обратно свою вещь или деньги. Ваша позиция должна быть четкой: воровство — это недопустимо, но дайте оценку не личности ребенка («ты плохой»), а поступку”.
Темы публикации
Видео по теме
Статьи по теме