Содержание статьи:
Этот пост посвящается всем, кто планирует приобрести новый велосипед. Я нашел независимых мастеров, которые растолковали, как выбрать лучший велосипед, не переплатить и какие байки подходят разным людям.
В моем субъективном рейтинге достижений инженерной мысли велосипед занимает второе место — сразу после колеса. Я это понял три года назад, когда после 20-летнего перерыва сел на вел и за пару весенних недель не спеша объехал пол-Крыма. И потом, когда полтора года жил в американской глуши, где не было ни автобусов, ни такси. И теперь, на родине, моя любовь к велотранспорту крепнет с каждым днем езды с хорошей скоростью вдоль плотных пробок. Судите сами: дорога от работы до дома на метро занимает полчаса, на машине — от четверти часа до бесконечности, на велосипеде — стабильно 17 минут.
Если вы, как и я, в этом году планируете приобрести велосипед, делюсь стратегией, которую мне растолковали свободные, не ангажированные коварным производителем знатоки байков.
Цель
Первое, что нужно понимать про себя и свое будущее приобретение, — зачем оно вам надо. По назначению велосипеды делятся так.
BMX (Bicycle motocross) — с виду детские, при этом особо прочные маневренные байки. Их разработали в 1970-х годах в Америке специально для подростков, чтобы делать акробатические трюки и кататься по городу (стрит) и трассам (дерт). Если вы не планируете выделываться перед пацанами, смело проходите к следующей витрине.
Горные (MTB, mountain bike) — самая обширная категория, в которой есть модели для любого катания по бездорожью: даунхилл — скоростной спуск по склонам (модели с двумя подвесками); триал — гонки с препятствиями (особо прочные и легкие модели); фрирайд — спуск по бездорожью (двухподвесные модели с большим ходом вилки); кросс-кантри — скоростная езда по пересеченной местности (легкие рамы, хорошая амортизация); наконец, модели All mountain — подходят и для кросс-кантри, и для фрирайда.
Все это профессиональные модели, которые предполагают не столько активный отдых, сколько экстремальный спорт. И по функционалу, и по ценам — хорошие специализированные велосипеды начинаются от 30 тыс. руб. Дешевые их варианты покупать бессмысленно: в экстремальных условиях на них рассчитывать нельзя, а в городе больше подойдет качественный дорожный велосипед за те же деньги.
Гибриды — это более гуманные, в смысле заточенные под обычного человека, модели. На них можно кататься и по городу, и по легкому бездорожью.
Дорожные велосипеды — название говорит само за себя. Это шоссейники, городские, круизеры и чопперы.
Шоссейные велосипеды (большие колеса, изогнутый руль, тонкие шины-трубки) предназначены для максимально быстрой езды по ровным дорогам. Вполне подходят для города, однако если вы любите запрыгивать на бордюры или вы не фанат катания согнувшись в три погибели, то поищите что-нибудь попроще.
Например, туристический велосипед — туринг — с большими колесами, крепкой рамой и багажником, предназначенный для загородных поездок по несложным трассам.
Городские велосипеды (удлиненные крылья, широкое мягкое седло, багажник, большие колеса) — самые удобные и недорогие велосипеды.
Круизеры — классические, часто винтажные велосипеды с плавными очертаниями. Эти байки для приятного катания по паркам и бульварам часто украшают различными орнаментами или красят в необычные цвета.
Наконец, растабайки, или чопперы — самые пижонские велосипеды для неспешных прогулок по городу. На них не принято, да и невозможно развивать большую скорость. Ручная работа, вычурные формы, спинки, подлокотники, стереосистемы, зеркала, переливающиеся спицы — все в этих велосипедах создано для того, чтобы прохожие сворачивали шеи, а друзья завидовали. Кстати, чопперы редко найдешь в обычных веломагазинах — их покупают с рук у самих создателей.
Выбирая из всего вышеописанного, главное — быть предельно честным с самим собой, чтобы не переплатить за ненужные функции. Сергей Курлович, велосипедист с 12-летним стажем: «Есть принцип отрицательного отбора — понимать, что вам не нужно. Половине людей, мечтающих о горном велике, на самом деле нужен городской. На городских, кстати, катается вся Европа и Америка. Современный горный велосипед нужен именно в специальных сложных условиях. Для города больше подойдет дорожный вел — он и комфортнее, и проще, и дешевле. А MTB в городе чаще нужен для понта, мол, вот у меня горный велосипед, я крут. За это многие и переплачивают втрое».
Цена и бренд
Первое, с чем предлагают определиться интернет-магазины при выборе велосипеда, — это бренд. Это и первая глупость, которую мы можем совершить. Борис Гирс, велосипедист и веломастер с 15-летним стажем: «По сути, велы разных брендов отличаются только рамой. Все остальное — обода и камеры, вилки, переключалки и прочее навесное оборудование — делают другие, и этих других можно перечесть по пальцам. Так вот, гораздо важнее качество навесного оборудования и состав рамы, чем название на раме. Во многом выбор бренда зависит от ваших представлений о прекрасном и желания потратиться, а вовсе не от качества велосипеда».
«С марками сейчас ситуация хитрая, — подтвердил мне его слова Сережа Курлович. — Для человека, который будет иногда гонять по Сокольникам и пару раз скатается в Крым, разницы в диапазоне 18–30 тыс. руб. и 8–10 основных брендов вообще нет. Покупая велосипеды Trek, Cannondale, Gary Fisher, GT и некоторые другие, ты явно переплатишь за марку, если он стоит меньше 40 тыс. руб. Да, в профессиональном классе действительно нет ничего лучше этих фирм. И там ты платишь бешеные деньги за уникальное качество. А покупая модели среднего класса от крутых производителей, ты покупаешь больше название и покрываешь расходы компании на маркетинг».
В категории 16–30 тыс. руб. у средних производителей навесное оборудование будет лучше за те же деньги. Просто потому, что их название на раме стоит дешевле. Менее раскрученные бренды — это, например, Merida, Giant, Atom, Norco.
По данным опроса на сайте популярного велосипедного интернет-магазина, самые ходовые марки — Merida (21% продаж), Stels (15%), Cube (14%), Trek (6%), Giant (5%) и Haro (4%). При этом популярный — не значит хороший. Например, тот же Stels профессионалы оценивают гораздо ниже, чем Merida, хотя в рейтинге популярности они стоят рядом.
Кстати, не стоит питать иллюзий и по поводу страны-производителя. Все, что стоит дешевле 30–40 тыс. руб., сделано в Китае или Тайване.
Цена и качество
Здесь встает резонный вопрос: если качество велосипеда в большой степени зависит от навесного оборудования, то каким оно должно быть? Как разобраться в этих манетках, переключалках, вилках-втулках и еще дюжине комплектующих?
Это гораздо проще, чем может показаться. Ориентируемся на переключатели скоростей: чем выше их класс, тем лучше вся прочая «навесуха». В таблице в порядке возрастания качества перечислены классы переключателей двух фирм, которые встречаются на российском рынке: Shimano и SRAM.
Производитель Shimano | Производитель SRAM |
Tourney (самый простой) | TRXX (самый простой) |
Acera или Altus | 3.0 MRX |
Alivio | X.4 |
Deore | X.5 |
Deore SLX | X.7 |
Deore XT | X.9 |
XTR (лучший в линейке) | X.0 (лучший в линейке) |
Разница в том, что переключатель XT и через восемь лет будет как новый, а Acera, возможно, придется менять уже через пару сезонов. Если вы активно катаетесь восемь месяцев в году, берите велосипед с задним переключателем уровня LX или выше, если только летом и только на выходных — хватит и Alivio.
Что же касается рамы, то нам, непрофессионалам, достаточно ориентироваться на ее вес и не разбираться со сплавами. «Разница в весе велосипедов за 22 тыс. руб. и, например, 37 тыс. — всего-то 1,5–2 кг, — объяснил мне Сережа Курлович. — То есть велосипед за 22 тыс. руб. — это около 14 кг, а за 37 тыс. руб. — может быть 12,5 кг. И дальше цена растет по экспоненте: горный вел 11 кг будет стоить в районе 45 тыс., 10 кг — 65 тыс., а 9 кг — под 100 тыс. руб.».
Вырисовывается следующая формула выбора велосипеда для любителей: определить тип велосипеда; определиться с бюджетом — 20 тыс. руб. более чем достаточно даже для продвинутого любителя; найти достаточно легкую (около 14 кг) модель с навесным оборудованием уровня LX и, не обращая особого внимания на крутизну марки, кататься на ней долго и счастливо.
Если вы не готовы заплатить такие деньги, обратите внимание на городские и туристические велосипеды — они априори дешевле горных. Если вы готовы потратить больше 20 тыс. руб., но меньше 37–40 тыс. руб., будьте благоразумны, не выбрасывайте деньги на ветер. Если вы позарез нуждаетесь в профессиональном горном велосипеде и можете себе его позволить, что ж, не забудьте прикупить мощную мопедную цепь (велосипедные перерезаются чуть ли не садовыми ножницами).
Велосипеды и их люди
Темы публикации
Видео по теме
Статьи по теме
Карен Шаинян
Тут есть несколько соображений.
Если безопасность ему не важна, можете передать ему, что такой признанный мастер как Марк Вебб катается с тормозами. И не только он.
А на всяческих авторитетных BMX сайтах умные люди советуют думать своей головой.
Конечно, есть понт в том, чтобы делать что-то поопаснее. Но ведь куда больший понт есть в том, чтобы не обращать внимание на то, что делают и говорят другие, думать своей головой и не оглядываться. Вот это достойно уважения. Так или иначе, уважение друзей зависит от того, как ты катаешься и что умеешь, а не от комплектации вела или отсутствием тормозов.
Карен Шаинян
да, вы поступили мудро, купив недорогой вел для первого раза. Я совершил глупость: приобрел в первый раз новый недешевый GT и убил его за одно лето. Зато второй вел служит мне уже четвертый год безотказно, только шины тоже прокалываются по несколько раз в год.
Что же до гари и смога, в прошлом велосипедном сезоне мы делали обзор респираторов для катания по городу на роликах и велах. Вот он: http://www.jv.ru/blog/entry/15624
В итоге прошлым летом оказалась реально незаменимая вещь.
Нора
Спасибо за советы… тормозим мы кедами о колесо… я, конечно на себе опробовала.. если едешь не быстро, то нормально… пока он катался по ближайшему к дому парку и там отрабатывал бани-хоп, я мирилась с ситуацией, а в конце лета начал ездить на рампу да и по городу с друзьями… но как донести до подростка что безопасность выше понтов??? может ссылочку на какой-нибудь авторитетный Бэмерский сайт дадите… мамы же редко могут быть авторитетом…
BoriSKA
ООО, жду не дождусь когда же расстает снег и можно будет катать))) У меня miss Stels покупала у барыги, сломала в первый же день, неудачно упав на переклюк (кажется это так называется), потом когда толком научилась проблемы возникали лишь дважды, первый раз связан с особым утройством наших узких пригородных дорог: асфальта там нет, вместо него бетонные плиты с острыми краями в результате пробито колесо в двух местах и все тело в ссадинах; а второй с непонятно откуда берущимися осколками бутылок на набержной (толи из машин на ходу выкидывают, толи отдыхающие оставляют и их ветром разюивает, толи что для меня вообще не понятно люди их нарочно разбивают, наверно это весело), и снова прокол, слава богу без травм. Жалко город у нас совершенно не приспособлен для езды на велосипеде((( Большая часть пути проходит под дымом из труб многочисленных заводов, о велосипедных дорожках и особом отношении наших водителей к людям на двух колесах, я уж не говорю.
Но несмотря ни на что очень жду начала комфорного для поездок сезона.
Прежде чем покупать, исползали всякие тематические сайты, советовались со знакомыми, но в итоге все равно взяли то, что подходило по цене (вышло где-то в пределах 7 тыс.) и исходя из рекомендаций продавца.
Борис Гирс
То есть, конечно, налокотники, а не подлокотники)))
Карен Шаинян
мне кажется, сын про вес тормозов лукавит, потому что они считай ничего не весят по отношению к остальному велосипеду. Конечно же, дело исключительно в крутизне.
Но вообще-то без тормозов – это как без страховкив цирке – круто, но слишком небезопасно.
Борис Гирс
Да, эту моду ввел один райдер, который катал стрит и флэт. Он первый отказался от передних и задних тормозов. После него очень многие стали использовать такую технику катания. Они просто тормозят кедами или ногами об асфальт и колесо.
На вашем месте я бы объяснил сыну, что один задний тормоз нужно поставить обязательно. Совсем без тормозов могут кататься только профессионалы.
И уж точно ему нужна защита. Как минимум шлем. Есть три типа шлемов: для кросс-кантри (выглядит как кепка и стоят от 1000 р), для дерта – котелок (похож на каску или шлем для катания на сноуборде), и самый надежный шлем «фулфейс» – типа мотоциклетного, который закрывает все лицо. Последний нужен для серьезных трюков вроде бэкфлипа или фронтфлипа (сальто назад и вперед), и стоит под 6-7 тыс. руб. Но на него стоит разориться.
Если парень катается в рампе – помимо шлема-фулфейс понадобится защита на колени. Если он катает дерет, также нужны подлокотники.
Нора
О Бэмах мне как маме говорить бывает страшно… потому что ребенок снял с него ВСЕ тормоза… т.к. для выполнения трюков они, по его мнению, не нужны, а веса велику добавляют… остается одно спасение шлем… вот было бы интересно узнать исходя из каких критериев защиту выбирать…
Карен Шаинян
Korkin, на фотографии – GT Performer из прошлогодней коллекции. А что необычного в нижней трубе у него? Она перекрыта впереди стоящим женским Author Seance.
Что касается дорогой навески, я с тобой не совсем солгасен. Совсем начинающим, которые даже не уверены, будут ли кататься, нужны самые дешевые варианты, это правда. А вообще хорошие переключатели, тормоза и втулки нужны всем, кто много катается, даже по городу. Они просто дольше прослужат.
На чем катаешься ты?
korkin
какая интересная форма нижней трубы у бмх на фото, ни разу не видал)).
вообще хотелось бы всем желающим обзавестись 2мя колёсами дать совет: не гонитесь за брендами и дорогими обвесками и ценниками за комплит. покупать карбоновую раму, дорогую гидравлику, последние крутые навороты и кататься в бору и тп в безсоревновательном режиме и не предъявляя к байку “экстремальных” нагрузок – глупо. самый универсальный велик для начинающих, на мой взгляд,- КК-хардтейл в пределах 10-15т.р., и по лесу прокатит и на шоссе не подведёт. за один сезон вы сделаете для себя все выводы по замене комплектующих. опять же не так жалко будет закинуть его где-то в сарае или гараже, если вдруг поймёте, что это не ваше.